Акционерное общество "Каменск-Уральский литейный завод"

КУЛЗ - современное предприятие, имеющее литейное, металлообрабатывающее и сборочное производства. Завод выпускает продукцию для нескольких групп машиностроительной отрасли. Существенное место в портфеле заказов занимают изделия для авиационной промышленности - колеса, тормозные устройства, агрегаты управления и другая аппаратура. Однако в последнее время в продуктовой линейке предприятия все большее значение приобретает продукция, предназначенная для тяжелого машиностроения.

Завод входит в научно-производственную корпорацию «Уралвагонзавод», объединяющую более 40 предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в пяти федеральных округах России и за рубежом. 

Первые шаги

Днем рождения литейного завода считается 12 марта 1942 года, когда была выпущена его первая продукция. Еще до войны, в 1939 году, постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2063 в Каменске-Уральском решено было создать авиационное предприятие. На следующий год началось обустройство строительной площадки.

Однако война резко изменила планы: из подмосковной Балашихи в конце ноября 1941 года сюда эвакуировали литейно-механический завод, выпускавший авиационные колеса. Усилия, приложенные заводчанами для пуска и дальнейшей работы предприятия, являются поистине героическими. В лютые зимние холода техника собиралась и настраивалась практически под открытым небом. И уже через три с половиной месяца после прибытия эшелона с оборудованием на свет появились первые годные изделия - литые заготовки для тормозного колеса военно-транспортного самолета Ли-2. 

Бригада, монтировавшая эвакуированное оборудование 

В годы войны завод был единственным, обеспечивавшим колесами фронтовую авиацию: самолеты По-2, Ла-5, Пе-2. А в мирное время, помимо комплектации военной авиации, стал изготовителем тормозных систем взлетно-посадочных устройств для гражданских воздушных судов.

Ступеньки роста

Производственные мощности и интеллектуальный потенциал КУЛЗа позволили сделать его площадкой освоения новых изделий техники для оборонно-промышленного комплекса страны. Так, в 1959 г. заводу был поручен выпуск агрегата управления летательного аппарата с потенциометрической обратной связью, который изготавливался здесь в течение 20 лет. А в 1969 году министерство авиационной промышленности открыло на заводе экспериментальный участок и лабораторию московского научно-исследовательского института авиационных технологий для отработки нового способа литья из легких сплавов методом выжимания. Так КУЛЗ освоил крупногабаритное тонкостенное литье, используемое в ракетостроении, а также сложное корпусное литье для спецтехники, вертолетов и многое другое. Более половины выпускаемого предприятием литья относится к продукции четвертой и пятой категориям сложности.

Еще одной ступенькой роста стало освоение производства дисков трения к спецтехнике. Предприятие разработало и внедрило технологию их изготовления методом спекания металлокерамики, опираясь на собственный аналогичный опыт выпуска авиационных тормозов. Заказчиками дисков трения стали Уралвагонзавод, Курганмашзавод, Мытищинский машиностроительный завод и другие.

Между тем изделия для воздушного флота продолжали занимать существенное место в линейке заводской продукции. Это тормозные и нетормозные колеса, агрегаты управления тормозной системы к военным, военно-транспортным и пассажирским самолетам Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Су-27, Су-30МКИ, Су-34, Су-35, МиГ-29, многоцелевому Бе-200, семейству вертолетов Ми и Ка. Потребителями кулзовских изделий стали не только самолетостроители, но и все вертолетные предприятия страны.

В 90-е годы, во времена конверсии, когда выпуск военной продукции практически сошел на нет, КУЛЗ изготавливал товары для народного хозяйства страны. Было организовано производство автомобильных колес, аппаратуры для топливно-энергетического комплекса, в том числе импортозамещающей.

В ритме времени

Сегодня акционерное общество «КУЛЗ» - одно из крупнейших в стране производителей тормозных систем для авиационной техники военного и гражданского назначения. Номенклатура изделий составляет более 150 наименований. Завод располагает замкнутым циклом производства, начиная от изготовления оснастки, литья, фрикционных деталей из биметалла и металлокерамики, включая термо-, гальвано-, механообработку, другие операции, изготовление резинотехнических изделий и заканчивая сборкой. Технологические процессы сопровождаются целым комплексом контрольных операций с применением химического, спектрального, рентгеновского и ряда других методов проверки качества изделий.

Надежность и долговечность продукции завода обеспечивается высоким профессионализмом инженеров и рабочих предприятия. В последние годы по разработкам своего партнера - Авиационной корпорации «Рубин» - литейный завод освоил изготовление колес для самолетов пятого поколения Т-50, а также - для Як-130, Ан-140 и 148, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-29СМТ и других.

Изделия завода комплектуют авиационную технику, поставляемую на экспорт для Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» и корпорации «Иркут», компании «Сухой», холдинга «Вертолеты России». А через корпорацию «Иркут» продукция предприятия используется в лицензионном производстве самолетов Су-30МКИ в Индии.

Каменск-Уральский литейный завод сегодня активно переоснащается, участвуя в выполнении государственной федеральной целевой программы по импортозамещению. В ближайшие годы ему предстоит подготовить и запустить новую производственную линию для выпуска дисков трения.