kulz.jpg

О предприятии

Каменск-Уральский литейный завод - один из крупнейших в стране производителей колес и агрегатов управления тормозной системой для самолетов и вертолетов. Основы этой специализации были заложены с первых дней его существования, с 1942 года.  
Сегодня акционерное общество «КУЛЗ» выпускает более 150 наименований авиационной продукции, в том числе поставляемой на экспорт. Его изделия используются в лицензионном производстве самолетов за границей.  
Два других вида продукции предприятия – это крупногабаритные тонкостенные алюминиевые, магниевые отливки и фрикционные изделия из металлокерамики для машиностроительных предприятий.  
Завод входит в холдинг «Технодинамика» Госкорпорации «Ростех». В составе холдинга - 36 российских заводов и научно-исследовательских институтов авиационной и космической отраслей промышленности.  

История

В 1939 году постановлением Совета народных комиссаров СССР № 2063 в Каменске-Уральском было решено создать авиационное предприятие. На следующий год началось обустройство строительной площадки. Однако война резко изменила планы: из подмосковной Балашихи в конце ноября 1941 года в Каменск эвакуировали литейно-механический завод, выпускавший авиационные колеса. Разобранное для транспортировки оборудование собиралось и настраивалось практически под открытым небом в сорокаградусные морозы. Однако уже через три с половиной месяца после прибытия эшелона заводчане выдали первую продукцию - литые заготовки для тормозного колеса военно-транспортного самолета Ли-2. Это произошло 12 марта 1942 года, а 16 мая завод получил государственное свидетельство о регистрации № 286.  
В годы войны предприятие было единственным, обеспечивавшим колесами фронтовую авиацию: самолеты По-2, Ла-5, Пе-2 и другие. А в мирное время помимо комплектации военной авиации КУЛЗ начал изготавливать тормозные системы взлетно-посадочных устройств для гражданских воздушных судов.  
В 1959 г. заводу был поручен выпуск агрегата управления летательного аппарата с потенциометрической обратной связью, который производился здесь в течение 20 лет.  
1962 год считается началом строительства и обновления завода. Были возведены новые корпуса цехов цветного литья, чугунолитейного и металлокерамики (методом порошковой металлургии на КУЛЗе начали изготавливать фрикционные детали для авиационных колес). Возросшие потребности авиации поставили перед заводом масштабные задачи по освоению изделий для новых типов летательных аппаратов. И с этими задачами предприятие справлялось, наращивая объем номенклатуры продукции.
В 1969 году министерство авиационной промышленности открыло на кулзовской площадке экспериментальный участок и лабораторию московского научно-исследовательского института авиационных технологий для отработки нового способа литья из легких сплавов методом выжимания. Так завод освоил производство литых крупногабаритных тонкостенных, а также – сложных корпусных заготовок.
Период с 1981 по 1985 годы ознаменовался резким подъемом производства. В те годы было освоено большое количество новых изделий. Приобретено высокопроизводительное оборудование. Заказы поступали не только от министерства авиационной промышленности, но и от других министерств машиностроительной отрасли.
В 1987 году кулзовцы первыми в стране наладили выпуск автомобильных дисков, разработав технологию их изготовления из магниевых сплавов. Легкость и прочность изделий сразу оценили советские автогонщики. Автодиски выпускались разных модификаций.
К 1990-м годам КУЛЗ определился в качестве единственного изготовителя тормозных систем и взлетно-посадочных устройств для вертолетов, средней и малой авиации. Литейному передали значительные объемы продукции для гражданской авиации: изделия к самолетам Ту-154, Ил-76, Ан-26, Ан-24, Ан-32, вертолету Ми-8.
Когда на смену Ту-154, Ан-24 и др. пришли новые модели: Ту-204, Ту-214, Ан-140, завод обеспечивал сборку и этого поколения машин.
В 1990-е годы продуктовая линейка КУЛЗа пополнилась изделиями для топливно-энергетического комплекса.
В 1995 году завод акционировался с 60-процентным участием государства. Через 12 лет КУЛЗ влился в научно-производственную корпорацию «Уралвагонзавод», включающую в свой периметр десятки машиностроительных предприятий, НИИ и КБ. Это придало импульс обновлению технического парка как основного, так и вспомогательного производства.
В 2016 году НПК «УВЗ» вошла в состав Госкорпорации «Ростех», где Каменск-Уральский литейный завод в марте 2018 г. стал частью холдинга «Технодинамика».
 

Справка:   

Госкорпорация Ростех
– российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции. В её состав входят более 700 организаций, из которых сформировано 14 холдинговых компаний, а также - более 80 организаций прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, «Вертолёты России», ВСМПО-АВИСМА, Уралвагонзавод и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Согласно стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Одной из ключевых задач Ростеха является внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.